Нам заповедана любовь. Но как любить, если не любится?

08 Ноябрь 2014

Если недостает любви

Диакон Павел Сержантов подсказывает нам, где искать совета, если мы не можем почувствовать в своем сердце любовь, и предлагает нам вспомнить о поучениях преподобного Зосимы Верховского.

Все заповеди Господь свел к двум. Любовь к Богу и любовь к людям. Нам заповедана любовь. Но как любить, если не любится?

Или любить-то любишь, правда, с прохладцей. Что это за любовь – вполнакала? Разве о ней Господь заповедал? А с другой стороны, сердцу ведь тоже не прикажешь любить…

Такие мысли приходят на ум. Что ж нам поделать? – Нужен совет духовного человека, ревностного исполнителя заповедей о любви.

И подходящий человек у нас имеется. Это преподобный Зосима Верховский, его память мы чествуем 6 ноября. Преподобный Зосима ради своих духовных чад готов был жизнь отдать, не только временную жизнь – но вечную. В своей пламенной любви к людям он уподобился апостолу Павлу (см. Рим. 9:3).

От преподобного Зосимы сохранилось поучение о любви. Оно записано на славянском языке, впрочем, есть и русский перевод, заглянем в него. Старец Зосима дает как раз нужный нам совет:

«Кто не имеет любви, тот да просит ее у Господа усердно, смиряя себя и укоряя, и да ищет ее делами любви… И это прошение и моление благоприятно Господу, поскольку согласно Его воле и Его желанию. «Хощу, да будете едино» (см. Ин 17:21), – сказал Господь. – «Сию заповедь даю вам, да любите друг друга, якоже и Аз возлюбих вы» (Ин. 13:34). А давший заповедь силен и помощь даровать к исполнению ее, если только увидит в нас желание и стремление к такому… дружелюбному житию».

Предельно убедительно рассуждает отец Зосима: Господь дал нам заповедь, и хотя у нас нет сил исполнить ее, но Сам Христос посодействует нам в этом. Что невозможно человеку, то возможно Богу. Только нужно просить у Него помощи, молить об умножении в сердце любви. Молиться усердно, с покаянием в том, что нет любви. И эта молитва будет Богу приятна. Он ждет ее.

Искать любовь нужно не только молитвой. Ищут ее и делами любви. Как это бывает? Обыкновенно. Дела любви состоят в заботе о другом человеке.

Источник: http://www.pravmir.ru

Почему Христос сказал ученикам, что Его заповедь о любви – новая? Ведь о любви говорили и раньше.

О новизне христианской любви – беседа протопресвитера Александра Шмемана.

  «Церковь есть союз любви не только в том смысле, что в ней все любят друг друга, но прежде всего в том, что через эту любовь всех друг к другу она являет миру Христа и Его любовь, свидетельствует о Нем, любит мир и спасает его любовью Христовой.

Она любит во Христе – это значит, что в Церкви Сам Христос любит мир и в нем «каждого из братьев сих меньших». В Церкви каждый таинственно получает силу всех любить «любовью Иисуса Христа» (Флп. 1:8) и быть носителем этой любви в мире.

Этот дар любви преподается в литургии, которая есть таинство любви. Мы должны понять, что в Церковь, на литургию мы идем за любовью, за той новой Богочеловеческой любовью Самого Христа, которая даруется нам, когда мы собраны во имя Его. В церковь мы идем, чтобы Божественная любовь снова и снова «излилась в сердца наши», чтобы снова и снова «облечься в любовь» (Кол 3:14), чтобы всегда, составляя Тело Христово, вечно пребывать в любви Христа и ее являть миру. Через литургическое собрание исполняется Церковь, совершается наше приобщение ко Христу, к Его жизни, к Его любви, и составляем «мы многие – одно тело».

Но мы, слабые и грешные, можем только захотеть этой любви, приготовить себя к ее приятию. В древности поссорившиеся должны были помириться и простить друг друга прежде, чем принять участие в литургии. Все человеческое должно быть исполнено, чтобы Бог мог воцариться в душе.

Но только спросим себя: идем ли мы к литургии за этой любовью Христовой, идем ли мы так, алчущие и жаждущие не утешения и помощи, а огня, сжигающего все наши слабости, всю нашу ограниченность и нищету и озаряющего нас новой любовью? Или боимся, что эта любовь действительно ослабит нашу ненависть к врагам, все наши «принципиальные» осуждения, расхождения и разделения?

Не хотим ли мы слишком часто мира с теми, с кем мы уже в мире, любви к тем, кого мы уже любим, самоутверждения и самооправдания? Но если так, то мы и не получаем этого дара, позволяющего действительно обновить и вечно обновлять нашу жизнь, мы не выходим за пределы себя и не имеем действительного участия в Церкви.

Не забудем, что возглас «возлюбим друг друга» есть начальное действие литургии верных, евхаристического священнодействия. Ибо Литургия есть таинство Нового Завета, Царства любви и мира. И только получив эту любовь, мы можем творить воспоминание Христа, быть причастниками плоти и крови, чаять Царства Божьего и жизни будущего века.

«Достигайте любви» – говорит апостол (1 Кор 14:1). И где достичь ее, как не в том таинстве, в котором Сам Господь соединяет нас в Своей любви?

Опубликовано в: «Канадский Православный календарь на 1955 г.», Торонто

Источник: http://www.pravmir.ru

 

 



назад к списку новостей